Главный герой романа

Протагонист

Главного героя называют протагонистом от греческого πρωταγωνιστής: πρώτος«первый», объединенного с αγωνίζομαι «состязаюсь» и αγωνιστής «борец». То есть первый, главный борец, сражающийся за победу: центральное действующее лицо художественного произведения. Протагонист находится в центре сюжета, все сюжетные линии так или иначе связаны с его действиями непосредственно, либо они пересекаются с главным героем в точке максимального напряжения конфликта.
Протагонист действует в соответствии со своим драматургическим предназначением, а именно с теми целями, достижение которых требует от него завязка романа. Именно протагонист становится главным выразителем авторских идей и средством реализации авторского замысла. Например, Филип Пиррип или попросту Пип – герой романа Чарльза Диккенса «Большие надежды» – растущий в семье кузнеца, после знакомства с прекрасной Эстеллой, стремиться стать джентльменом, войти в высшее общество, чтобы быть достойным своей возлюбленной. Шрлок Холмс хочет победить всю британскую преступность. Гарри Поттер – Волан-де-Морта. А Константин Левин – герой романа «Анна Каренина» жаждет обрести душевное спокойствие, а попутно постичь тайны управления имением.
Протагонист– это положительный персонаж, носитель истины, действующий из жизнеутверждающих побуждений. Его мотивировка исключительно созидательна. Протагонист может сомневаться в окружающем мире, но он неуклонно следует собственному кодексу чести, не нарушая нравственные законы и не вставая на сторону зла. В этом смысле протагонистом является герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринев, герой «Войны и мира» Толстого Пьер Безухов, Данко – герой одноименного рассказа Горького, Холден Колфилд‑ герой романа «Над пропастью во ржи» (Ловец во ржи) Сэлинджера, Шерлок Холмс, Д’Артаньян, Элли из «Волшебника Изумрудного города».
Это положительные герои. Но нам известно множество главных героев, которых нельзя назвать «хорошими» в привычном нам значении слова. Это люди, нарушающие свод этических законов, заблуждающиеся в выборе правильного пути, попирающие общепринятые ценности или, не мучаясь вопросами этики и морали, просто выбирающие сторону зла. Среди них Печорин, Раскольников, Воланд, Дориан Грей, Фауст Гётэ, Эмма Бовари, Скарлет О’Харра. Таких героев называют антигероями– они лишены героических черт в их привычном понимании, но при этом занимаются центральное место в произведении.

Антагонист

В большинстве романов протагонисту противопоставлен персонаж, которого называют антагонистомот древнегреческого ἀντί «напротив» αγωνίζομαι «состязаюсь», αγωνιστής «борец», то есть тот, кто борется против, оказывает сопротивление главному герою. Антагонист это персонаж, который противодействует главному герою в достижении его целей. Волан-де-Морт – антагонист Гарри Поттера, профессор Мориарти – антагонист Шерлока Холмса.
Противником главного героя может выступать не только злодей: антагонистичными могут быть силы стихии (например, море – в рассказе Хемингуэя «Старик и море»), мировые катаклизмы (чаще всего, войны – «Прощай, оружие» Хемингуэя, «Доктор Живаго» Пастернака и др.), общественные законы (например, предубеждения расового характера в «Убить пересмешника» Харпер Ли, предубеждения против развода супругов в «Анне Карениной» Льва Толстого).

Но что бы ни вставало у него на пути, главный герой пытается преодолеть эти препятствия, что и составляет основное действие произведения. А вот в чью пользу решается противостояние главного героя и антагониста (или антагонистических сил) зависит от авторского замысла.

Идеальное число главных героев

Все сюжетные линии так или иначе связаны с линией главного героя, его действиями и помыслами. В подавляющем большинстве романов действует один главный герой, остальные, даже самые важные для действия персонажи играют роль второстепенных.
Но автор может вывести в одном произведении и несколько равноправных главных героев: в таком случае повествование разворачивается параллельно сразу в нескольких направлениях.

В качестве примера вспомним «Улитку на склоне» Стругацких: в романе одновременно развиваются две самостоятельные сюжетные линии, одна из которых посвящена Перецу, мечтающему о Лесе и стремящемуся уехать из Управления, другая – бывшему исследователю Леса Кандиду, потерпевшему вертолетную аварию, потерявшему память и живущему в Лесу в общине местных аборигенов, пытающемуся обрести память и себя. Сюжетные линии связаны образом Леса, в остальном они изолированы друг ори друга и никак не пересекаются.
Два главных героя Микаэль Блумквист и Лисбет Саландр – изображены в романах Стига Ларсона «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, сжигавшая воздушные замки», «Девушка, игравшая с огнем». Казалось бы, все действие связано с Саландер, однако Блумквист двигает сюжет так же активно, и львиная доля текста посвящена ему, поэтому выделить одного главного героя в этом тесте решительно невозможно.

Однако в подавляющем большинстве романов действует один главный герой, а помогают двигать действие второстепенные герои. Даже в цикле про Шерлока Холмса коллега и друг знаменитого сыщика доктор Ватсон играет второстепенную роль, хоть и участвует в большинстве эпизодов, и ведёт само повествование, анализирует ситуацию, даёт характеристику персонажам – он главный рассказчик и в то же время в иерархии персонажей Ватсон занимает вторую позицию. Его задача — способствовать раскрытию образа главного героя.
Тот же прием мы встречаем в «Великом Гетсби» Фицджеральда: герой-рассказчик повествует о главном герое романа – своём загадочном соседе миллионере по фамилии Гетсби, характеризует его и рассказывает историю, произошедшую с ним. С точки зрения концепции главного героя «Великий Гетсби» очень (извините за формализм) показательное произведение, поскольку это роман о герое, а раскрытие его образа – основная двигательная сила сюжета, составляющая центральную тему произведения.

Тот же приём используется в «Над пропастью во ржи» Д.Д. Сэжлинджера. Постепенно читатель узнает о герое все больше и больше, благодаря событиям, происходящим с ним, то есть роман становится историей не о событиях, а о главном герое, его основная задача – раскрыть характер Холдена Колфилда.

Фицджеральд, Марк Твен, Стиг Ларсон, Сид Филд о главных героях

Фрэнсис Скотт Фицджеральд утверждал:

«Начните с конкретного человека, и вы обнаружите, что создали типический образ. Начните с типического образа, и поймете, что вы не создали ничего. Ровным счетом».

Стиг Ларссон, автор «Девушки с татуировкой дракона», в письме к издателю объяснял, что сознательно пошел против типизации, создавая главного героя — журналиста-расследователя и других персонажей:

«Я пытался создать героев, радикально отличающихся от традиционных персонажей детективов. Поэтому у Микаэля Блумквиста нет язвы, нет проблем с алкоголем и экзистенциальных страданий. Он не ходит в оперу, не занимается каким-нибудь странным хобби вроде моделирования самолетов; по большому счету у него нет проблем, а его главной характерной чертой является то, что он ведет себя как типичная «шлюха» — да он и сам это признает. Кроме того, я сознательно изменил гендерные модели поведения: Блумквист во многом играет роль «красотки», а Лисбет Саландер демонстрирует характер и качества, традиционно приписываемые мужчинам. Моей главной задачей было ни в коем случае не идеализировать преступление и преступника и не делать жертв стереотипными».

Марк Твен говорил:

«Признак любой хорошей книги — то, насколько вас увлекают герои, желаете ли вы, чтобы положительные персонажи добились успеха, а отрицательные получили по заслугам. Но в большинстве книг читателю хочется как можно быстрее отправить их всех в ад».

Голливудский гуру от сценарного мастерства Сид Филд, написавший «Киносценарий», так описывал главного героя:

«<Главный герой> — это самый важный компонент в вашем сценарии, его краеугольный камень. Сердце, душа и нервная система вашего рассказа. Перед тем как взяться за перо, вы должны знать все о своем персонаже.

Желания героя двигают сюжет

Сид Филд в «Киносценарии» так рассказывал о желаниях героя, двигающих сюжет и позволяющих раскрываться характеру персонажей:

«Драматургическое предназначение– то, что герой хочет получить, выиграть или чего он хочет достичь. …Драма – это конфликт. Если вы знаете нужду своего героя, то можете создать препятствия, которые он должен преодолеть. То, как ваш герой с ними справляется, – это сюжет. Конфликт, борьба, преодоление внутренних и внешних препятствий – все это первоочередные элементы любой драмы и даже комедии. На плечи писателя ложится ответственность за то, чтобы интерес читателя или зрителя не угасал от начала и до конца. В этом смысле работа сценариста заключается в том, чтобы читатель охотно переворачивал страницы. Сюжет должен развиваться вплоть до развязки». То есть желания героя становятся двигателем сюжета, потому что по воле автора они часто идут вразрез с происходящими событиями. Так ситуация максимально обостряется, что заставляет читателя быть в постоянном

В книге «Код бестселлера» Джоди Арчера и Мэтью Л. Джокерс тоже рассказывают о том, что движущей силой сюжета оказываются желания главного героя, заставляющие его действовать определенным образом:

«Наша концепция персонажа (одна из многих возможных) заключается в том, что персонаж должен действовать – в этих действиях выражается его агентивность. А действия автор может адекватно описать только глаголами. “Даниэла была счастлива”, “Даниэла смеялась” и “Даниэла сияла” – все это характеризует героиню по-разному. Ключ к пониманию – глаголы. Вот четыре основных глагола этой категории для бестселлеров – это need (нуждаться), want (хотеть), miss (скучать) и love (любить). Всевозможные переходы между этими словами образуют сюжеты многих классических романов и самых популярных бестселлеров...»

Действие – двигатель сюжета. Персонаж, испытывающий потребность в чем-то, должен что-то сделать, отправиться в путешествие, взаимодействовать с людьми, возможно – вступить в конфликт. То, в чем нуждаются главные герои, и то, как они эти потребности удовлетворяют, помогает нам понять их характеры и обеспечить сюжету неожиданные повороты.

Борьба за счастье – лучший путь главного героя

Автор книги «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд в цикле лекций для начинающих литераторов так говорила про конфликт и борьбу в произведении:

«Я должна показать героя в трудной борьбе — и чем хуже я сделаю для него обстоятельства, тем лучше это будет для драматизации. Я должна придумать тяжелейшие препятствия на его пути, причем такие, которые имеют наибольшее значение для героя… «Чем больше в рассказе борьбы, тем лучше сюжет».

Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Перейти в корзину